История ТМЗ началась в Бельгии. В 1894 году бельгийские подданные граф Поль де Гемптин, Людвиг Транзестер и Юлий Герпеньи, подключив для законности акции титулярного советника Николая Флиге, учредили акционерное Русско-Бельгийское общество по строительству металлургического завода. Основным держателем акций являлся бельгийский подданный Альберт Нев.

1899 год. Руководители завода
1899 год. Руководители завода

 

1894 год. Организация Таганрогского металлургического общества (ТМО). Демонтаж старого бельгийского завода фирмы «Джон Коккериль» для перевозки в Таганрог.

 

Разбуженная степь

В тихое июльское утро 1895 года прибрежная степь Таганрогского залива огласилась лязгом сотен лопат, скрипом телег, груженных бревнами, досками, кирпичом. Как следует из воспоминаний строителя металлургического завода Алексея Лукьяновича Бутченко, который работал на предприятии до 1932 года, жители Cкараманговки и Касперовки – портовики, кожевники, мастеровые и извозчики – все от мала до велика высыпали из своих хат и землянок поглядеть, что же происходит.

Касперовка
Касперовка

 

Скупив у городской управы участок бросовой земли по низкой цене, предприниматели демонтировали оборудование со старого бельгийского завода фирмы «Джон Кокериль» и морем доставили его в Таганрог.

Бельгийский завод-близнец ТМЗ
Бельгийский завод-близнец ТМЗ

 

Постановление Таганрогской городской думы о продаже Металлургическому обществу участка земли в размере 250 десятин было принято 2 (15) октября 1895 года.

План городской выгонной земли 250 десятин, проданной ТМО
План городской выгонной земли 250 десятин, проданной ТМО

 

В южный российский город прибыли и иностранные специалисты. А дешевой рабочей силы здесь было сколько угодно – ряды пролетариата беспрестанно пополняли разорившиеся крестьяне из донских хуторов и станиц.

1896 год. Бригада каменщиков строительного цеха. Они строили завод.
1896 год. Бригада каменщиков строительного цеха. Они строили завод.

Земляные работы для закладки фундаментов первой домны, первых корпусов цехов и конюшен (первый транспортный цех завода).
Земляные работы для закладки фундаментов первой домны, первых корпусов цехов и конюшен (первый транспортный цех завода).

 

К концу 19 века Россия переживала глубокие экономические преобразования. Они были вызваны быстрыми темпами развития капитализма. В связи с бурным ростом промышленности возросли потребности в металле. Процесс концентрации производства привел к тому, что постепенно центр металлургии стал смещаться на юг страны. Это происходило во многом потому, что была построена железная дорога, связавшая керченскую руду и донбасский уголь.

1895 год. План Таганрога. Цветом обозначена земля ТМО.
1895 год. План Таганрога. Цветом обозначена земля ТМО.

 

Выгодное географическое положение, железнодорожный и морской транспортные узлы стали мощными факторами стремительного строительства и становления металлургического завода в Таганроге. Уже в 1895 году был возведен литейный цех, оборудованный тремя чугуноплавильными шахтными печами-вагранками. Здесь временно разместились механическая и кузнечная мастерские. Для привода в действие станков установили локомобиль в 60 лошадиных сил. Электричества пока не было, и в пасмурные дни приходилось зажигать светильники. В этом же году было закончено строительство здания трубосварочного цеха и силового цеха, в котором поставили батарею из восьми паровых котлов. Заложили фундаменты для механического цеха, доменной и коксовых печей.

Фундаменты и строительство доменных печей
Фундаменты и строительство доменных печей

 

Начались также работы по сооружению канала в Таганрогском заливе к бухте строящегося завода (бухта Андреева), что впоследствии и позволило морем доставлять на предприятие керченскую руду.

Рытье канала для подведения воды к заводу из Азовского моря
Рытье канала для подведения воды к заводу из Азовского моря

 

1900-е гг. Нестор Пире перед Успенским Собором
1900-е гг. Нестор Пире перед Успенским Собором

 

Устав общества утвердил Николай II

26 апреля (9 мая) 1896 года Государь Император Николай II рассмотрел Устав Таганрогского металлургического общества и Высочайше утвердил его в Царском селе.

Устав общества утвердил Николай II

 

Уставной капитал был определен в три миллиона рублей золотом – на тот момент это были солидные деньги. Предполагалось создать в Таганроге завод с полным металлургическим циклом. Затем – построить котельный завод. У бельгийцев уже были к тому времени в собственности керченские рудники. Облигационный капитал Общества при учреждении составлял 2,25 млн руб. Основным держателем акций был Альберт Августович Нев.

Справа-так выглядит Облигация на предъявителя в 500 франков (187 руб. 50 коп.) Таганрогского металлургического общества, 1898 год.
Справа-так выглядит Облигация на предъявителя в 500 франков (187 руб. 50 коп.) Таганрогского металлургического общества, 1898 год.

 

Подпись учредителя графа П.де Гемптина
Подпись учредителя графа П.де Гемптина

 

Действия Таганрогского металлургического общества были открыты 27 июня (10 июля) 1896 года. Об этом свидетельствует запись в книге «Указатель действующих в империи акционерных предприятий и торговых домов» за 1905 год, стр. 1495.

 

День рождения завода

Торжественный пуск Таганрогского металлургического завода состоялся через год после начала строительства – 18 июля (по новому стилю) 1896 года. Пока завод еще использовал покупной чугун, сталь и лист.

Так описывают день рождения ТМЗ свидетели:

«…На фаэтонах и колясках собиралась именитая знать города: купцы, чиновники, предприниматели, иностранные консулы. Принарядились, кто во что мог, и рабочие в ожидании угощения, для получения которого у входа на территорию завода им выдавались картонные марки. Конечно, как всякое торжество, не обошлось и без «блюстителей порядка» – городовых и жандармов. Их мундиры мелькали в разных концах разношерстной толпы.

Праздничную трибуну (амвон) установили на площадке у главной конторы. Чуть поодаль соорудили беседки со столами для угощения бельгийских мастеров и старших служащих завода… Все ждали протоиерея Успенского собора. Вот показался и его экипаж. Управляющий заводом бельгиец Герпеньи поспешил навстречу ему, помог подняться на амвон. Начался молебен.

День рождения завода

 

После этой церемонии Герпеньи пригласил именитых гостей к себе на обед, а рабочим стали выдавать угощение у ворот: каждому по полбутылки водки, бутылке пива, франзольке и по полфунта колбасы. На этом праздник по поводу пуска завода и закончился.» (Книга «Пламя, металл, люди», Ростиздат, 1972, стр.13).

1896 год – это строительство подъездных путей, морского канала к бухте завода и железнодорожной линии от станции Таганрог к строительной площадке. Было также закончено строительство доменной печи №1, литейного, механического и трубосварочного цехов. Пущены в эксплуатацию трубосварочный стан и известковая печь. Начато строительство доменной печи №2, томасовского и мартеновского цехов, начат монтаж временной электростанции.

1896 год. Ю.Б.Герпеньи
1896 год. Ю.Б.Герпеньи

 

Первая продукция из собственного чугуна и стали

Первую продукцию из собственного чугуна завод выдал в сентябре 1897 года. В течение этого года была сдана в эксплуатацию доменная печь №1. Объем печи – 45 куб. сажен. Суточная производительность 9000 пудов чугуна в сутки (около 150 тонн). Построена доменная печь №2.

 

Кроме того металлурги пустили две мартеновские печи. Суточная производительность их составила 5-5,5 тысячи пудов металла (около 80-88 тонн). Вступил в строй трубосварочный цех: введены в эксплуатацию трубосварочные станы №3 и №4. В трубосварочном цехе установлен паровой двигатель и аппарат для гальванизации труб. Цех давал в месяц 40 тысяч пудов труб разного диаметра (640 тонн).

 

Одновременно вошел в эксплуатацию прокатный цех, где установили толстолистовой, тонколистовой, рельсобалочный, сортопрокатный станы и стан Пудль-Барс. Для толстолистового стана была сооружена нагревательная печь системы Сименса с суточной производительностью 4-4,5 тысячи пудов проката (64-72 тонны). А для тонколистового стана были построены четыре нагревательные печи. Стан ежедневно давал 300 листов кровельного железа.

Слева - доменные печи, справа - подвесная канатная дорога.
Слева - доменные печи, справа - подвесная канатная дорога.

 

1898 год. Задута вторая доменная печь, установлены три томасовских конвертера (передел жидкого чугуна в сталь продувкой воздуха). Построена и пущена мартеновская печь №3. Начата установка бандажно-прокатного стана, паровой машины, пресса и парового молота. Закончено строительство морского канала (длина 2182 сажени, глубина 9,5 футов) и пристани. Начато строительство подвесной канатной дороги из заводского порта к складу руды доменного цеха. Запущена в эксплуатацию землечерпалка «Аполлон». Разработан проект водопровода. Построен паросиловой цех.

В 1898 году было выплавлено 295579 пудов чугуна, изготовлено 144570 пудов труб и 313150 пудов толстых листов.

Землечерпалка в бухте завода
Землечерпалка в бухте завода

 

 

1899 год. Начато строительство доменной печи №3. Закончена установка бандажепрокатного стана. Построены крытые железом кирпичные здания заводской больницы и главной конторы.

 

Предприятие полного металлургического цикла

1900 год. К началу ХХ века Таганрогский металлургический завод становится одним из девяти крупнейших предприятий Юга России. Металлургические заводы Юга давали на тот момент более половины общероссийской выплавки чугуна. А по техническому вооружению ТМЗ стоял на более высоком уровне, чем уральские заводы.

В 1900 году состоялся пуск в эксплуатацию подвесной (воздушной) канатной дороги, построенной для удобства транспортировки руды из заводского порта в бункера доменного цеха. Морской канал расширен до 20 сажен.

Газета «Таганрогский вестник» №70 от 14 июня 1900 года в разделе «Городские известия» писала: «Работа проволочной дороги на металлургическом заводе изумительна по быстроте. Громадная баржа руды перегружается в доменные печи менее чем за сутки…» (ГАРО).

 

Из книги «Вся область Войска Донского на 1900 год» (книга администрации, промышленности и торговли под редакцией С.Д.Нейфельд, типо-литография А.И.Тер-Абрамиан, 1900 г., стр. 226) можно почерпнуть следующие сведения:

«…Фабрично-заводская промышленность Таганрога, расширяясь с каждым годом, в последнее время сделала весьма видные успехи, обогатившись двумя очень крупными заводами – металлургическим и котельным.

Штат привилегированных служащих (инженеров, бухгалтеров и т.д.) на металлургическом заводе составляет 100 человек. Постоянный контингент заводских рабочих достигает до 3000 душ. Выработано изделий: железных – 169 823 пудов, стальных – 2 067 304 пудов. Чугунных – 216 020 пудов.

На котельном заводе «А. Нев, Вильде и К» работало до 1000 человек, годичный оборот достигает 2 миллионов рублей…»

1901 год ознаменован пуском доменной печи №3. С ее вводом в строй завод стал выплавлять чугуна больше, чем мог переработать, и акционерное общество получило возможность продавать чугун в чушках.

Торжественный молебен по случаю пуска доменной печи
Торжественный молебен по случаю пуска доменной печи

 

Взамен канатной дороги построена и пущена железнодорожная эстакада от цеха-порта до доменного цеха для доставки сырья, материалов и готовой продукции завода и отгрузки зерна из России в десятки стран мира. Она просуществовала до конца 20-х годов.

 

1902-1903 годы. Проводится достройка коксовых печей, пущена мартеновская печь №4.

Мартеновский цех. Печной пролет
Мартеновский цех. Печной пролет

 

Подвоз извести к мартеновским печам
Подвоз извести к мартеновским печам

 

1906 год. В доменном цехе установлен пресс для брикетирования керченской руды. В томасовском цехе пущены две вагранки для переплавки чугуна, идущего в конвертер. В этом году выплавлено 5513711 пудов чугуна, 5161038 пудов стали и прокатано 4644928 пудов сортового металла – листов и рельсов.

 

1907–1911 годы. В доменном цехе установлены второй пресс для брикетирования руды и газоочиститель системы Биана. Начато строительство доменной печи №4 и электросилового цеха. Пущены новые коксовые печи системы Коппэ. Построена заводская электростанция с паротурбиной в 300 тысяч киловатт.

Начало ХХ века. Электростанция. Котельная паросилового цеха
Начало ХХ века. Электростанция. Котельная паросилового цеха

 

В 1912 году завод завершил свой полный металлургический цикл. Пущена доменная печь №4 с наклонным загрузочным мостом, установлены электровоздуходувка, газоочистительная система, четыре роторнообразные печи для размельчения руды и второй аппарат Биана для окончательной очистки газов.

 

 

В ладу с техническим прогрессом

В 1913 году ТМЗ стал на уровень передовых предприятий того времени. Он производил 10,1 процента общего производства труб в России, сварных – 12,3 процента. Предприятие выпускало три четвертых всей промышленной продукции города.

29 процентов своей продукции завод выпускал по заказам царского правительства, что давало акционерам гарантированную прибыль. Кроме того, за выполненные заказы правительство выплачивало премии. Прибыли в год составляли свыше 1,5 миллиона рублей. Они позволили акционерному обществу в 1912 году купить Керченский металлургический завод и каменноугольный рудник «Белая». Это еще более увеличило оборачиваемость средств. Основной капитал общества составлял 21 миллион рублей. Ясно определилась специализация завода как труболистопрокатного производства.

 

В связи с возрастающим спросом на металлопродукцию прошло техническое перевооружение некоторых участков завода. Была переделана вторая доменная печь. Используя опыт русских специалистов, бельгийские инженеры устранили конструктивные недостатки привезенного из Бельгии оборудования. В прокатных цехах реконструированы станы, в томасовском отделении установлены машины для приготовления огнеупорных смесей, расширился коксовый цех. В трубосварочном цехе были поставлены трубоправильные машины. Паровые и бензиновые двигатели заменили электромоторами.

Слева - Доменный цех, котельная. Тяжелый труд рабочего.
Слева - Доменный цех, котельная. Тяжелый труд рабочего.

 

Развитие завода привело и к увеличению числа рабочих. К 1914 году на заводе работало 4930 человек. А всего в промышленности Таганрога было занято восемь с половиной тысяч человек.

Завод расширил номенклатуру выпускаемых изделий. Он изготавливал кровельное железо, стальные листы, балки, рельсы рудничные, железнодорожные и трамвайные, рельсовые накладки, подкладки и крепления, бандажи паровозные и тендерные, оси вагонные, трубы различных диаметров и другие изделия. Рельсы изготавливались до 1914 года, а затем их прокатка была переведена на Керченский завод.

 

Под диктатом монополий

Образование в России капиталистических монополий усилило конкуренцию между предпринимателями. Ускорился процесс концентрации производства, усилилось влияние монополий в различных отраслях промышленности. Таганрогское металлургическое общество подчинялось контролю синдиката «Продамет», под властью которого было 74 процента всей выплавки чугуна и 83 процента производства железа в стране. Одним из способов борьбы «Продамета» с уральским синдикатом «Кровля» являлось установление цен, по которым пуд листового железа таганрогского завода продавался на 40 копеек дешевле уральского.

Перед Первой мировой войной в России почти не было ни одной отрасли промышленности, не охваченной монополиями, которые являлись вершителями хозяйственной жизни страны.

В 1913 году Таганрогский завод был вынужден пойти на уступки и «особые условия», продиктованные «Продаметом», которые заключались в том, что синдикат «стимулировал» деятельность завода премиями, во-первых, за отказ от производства, во-вторых, за уменьшение доли участия, в-третьих, за географическое распространение своего влияния. С 1912 по 1914 годы «Продамет» выплатил ТМЗ свыше 450 тысяч рублей премии за выполнение этих установок. В связи с выполнением условий, продиктованных «Продаметом», с конца 1913 года производство чугуна и стали на предприятии стало сокращаться. Последствия этого ощущали на себе прежде всего рабочие и их семьи.

 

Подделка заводских денег наказывалась по закону

В 1913 году был произведен четвертый выпуск акций с основным капиталом в 21 000 00 рублей (второй выпуск акций состоялся в 1911 году, третий – в 1912 году).


Примечательно, что у Таганрогского металлургического Общества некоторое время были свои деньги. За выпущенные марки предъявителю расчетного листика, выданного конторой Общества, отпускался  определенный товар. Марки принимались только в кассах магазинов Общества, а подделка их наказывалась по всей строгости закона.

 

 

 

Состав цехов завода по состоянию на 1 февраля 1914 года:

Основные цеха: доменный, мартеновский, томасовский, рельсопрокатный, среднепрокатный, мелкопрокатный, листопрокатный, бандажный, осевой, трубный.

Прочие производства: кирпичное, доломитное, ремонтное, строительное.

Вспомогательные производства: электростанция, паровые котлы, механическая мастерская, кузнечная и котельная.

По состоянию на 1 февраля 1914 года состав цехов завода
По состоянию на 1 февраля 1914 года состав цехов завода

 

 

Гранаты и броневой лист – для фронта

В годы Первой мировой войны завод был включен в число предприятий оборонного значения и частично переведен на производство военной продукции. Последовало распоряжение военно-промышленного комитета о реконструкции оборудования с целью выпуска шрапнельных гранат и броневого листа. Оборудование работало на износ. Не хватало топлива, сырья, квалифицированных кадров. Из 4,3 тысячи работников на предприятии уже в первый год войны осталось 2,7 тысячи человек. Ссылаясь на нехватку рабочих, администрация предприятия стала вводить все больше сверхурочных часов без повышения заработной платы. Жизненный уровень рабочих, который и раньше был невысок, падал, а цены на продукты и квартплата росли.

Почти все рабочее население предприятия, около трех тысяч человек, жило в поселке Касперовка в глинобитных домиках и бараках. Санитарно-бытовые условия оставляли желать лучшего. Все это вызывало недовольство металлургов. 17 февраля 1914 года рабочие сталеплавильного цеха объявили забастовку. Они потребовали от администрации прибавить зарплату по 20 копеек на рубль, а также каждый день вывешивать на видном месте табель сверхурочных часов. Забастовка продолжалась два дня и закончилась победой рабочих.

22 мая 1915 года членами социал-демократического кружка на заводе была организована семидневная забастовка. Рабочие требовали прибавки в зарплате и получили ее. Но многие семьи и в 1916 году влачили жалкое существование. Девять процентов рабочих получали менее 30 рублей в месяц, 15 процентов – от 30 до 50 рублей. С начала войны цены на предметы первой необходимости взлетели. В июне 1916 года женщины и подростки приняли участие в «голодном бунте»: они два дня громили магазины и дома спекулянтов.

1916 год. Завод изготовил 62200 пудов шрапнельных заготовок наряду с прокатом, бандажами, рельсами и трубами. Бандажные парогидравлические прессы были реконструированы для шрапнельных гранат. В листопрокатном цехе катали броневые листы. Многие рабочие были отправлены на фронт. Количество их на заводе уменьшилось на 2700 человек.

Стремясь избежать волнений, съезд горнопромышленников Юга России пытался организовать снабжение продовольствием шахтеров и металлургов, но из этой затеи, по существу, ничего не вышло. В январе 1917 года городские власти запросили для Таганрога 288 вагонов муки, а получили только 16.

 

Послесловие

В бельгийской семье хранят память о событиях столетней давности

Одним из первых руководителей управления Таганрогским металлургическим заводом был бельгиец Нестор Пире. Впоследствии он уехал в Бельгию и передал руководство цеха в руки своего сына Даниэля Пире. Д. Пире прожил в России до сентября 1913 года.


Слева- направо: Нестор и Даниэль Пире с  руководителями  трубопрокатного отделения(ТСЦ №1)

 

1900-е гг. Нестор и Даниэль Пире
1900-е гг. Нестор и Даниэль Пире

 

Памятное письмо от руководителей цеха Н.Пире
Памятное письмо от руководителей цеха Н.Пире

 

1913 год. Д.Пире с женой и детьми перед отъездом в Бельгию
1913 год. Д.Пире с женой и детьми перед отъездом в Бельгию

 

В сентябре 2003 года ТАГМЕТ посетила его правнучка Жаклин ван дер Линден-Пире. Как выяснилось, в этой бельгийской семье, живущей неподалеку от Амстердама, бережно хранится все, что напоминает о России и о событиях столетней давности: альбом со старыми фотографиями, первые акции завода, царские деньги и даже кухонные рецепты. Записная книжка со старыми рецептами досталась Жаклин от бабушки, которая хорошо знала русский язык, ведь вместе с дедом Даниелем они прожили в Таганроге немало лет. Здесь же в 1910 году родился отец Жаклин. Побывав в заводском музее, Жаклин была приятно удивлена, что нынешнее поколение металлургов с таким трепетом относится к истории своего предприятия. Уезжая из Таганрога, она выразила надежду ещё раз вернуться в город, где прошла молодость ее предков.

2003 год. Внучка Даниеля Пире в музее завода в центре. Пожелание заводчанам.
2003 год. Внучка Даниеля Пире в музее завода в центре. Пожелание заводчанам.

 

Дважды побывал в музее Жан Пире. Нашему музею он подарил книгу о бельгийских промышленниках с фотографией основателя завода и основного держателя акций Альберта Нева. До сегодняшнего момента такой фотографии в архивах музея не было. Также музей пополнился фотографией медальона с надгробия первого директора завода Ю.Б. Герпеньи.

2013 год. Встреча с Жаном Пире (слева). Медальон Ю.Б.Герпеньи
2013 год. Встреча с Жаном Пире (слева). Медальон Ю.Б.Герпеньи