Завалочная машина

Завалочная машина

Cлужит для загрузки (завалки) в сталеплавильные агрегаты шихтовых материалов (стального лома, руды, ферросплавов, флюсов). Различают завалочные машины напольные (рельсовые и безрельсовые) и подвесные.

Из архива музея истории ТАГМЕТ (журнал «Ударник», №№ 9-10 (27-28), май 1932 г. изд. «Молот»): «Завалка – один из наиболее тяжелых и трудоемких процессов работы в мартеновском деле, и здесь большое значение имеет механизация. До 1931 года все четыре печи старомартеновского цеха работали на ручной завалке. Ограниченная площадь не позволяла применять новые машины.

В МЦ негде было развернуться напольным или мостовым кранам. Для этого понадобилось бы коренное изменение конструкции и здания цеха, что связано с большим расходом средств и времени.

Завалочная машина

 

За рубежом применялись завалочные машины автомобильного типа. Они подошли бы и нам. В з/у в заявку на оборудование вписали завалочную машину, и заказ был направлен в Америку. Машину купили у фирмы «Брозиус» за 20 тысяч рублей золотом, а общие расходы по покупке и доставке в завод увеличились до 47 тысяч.

Во втором квартале 1931 года ее пустили в работу, что освободило от изнурительного труда 20 каталей. Но в процессе работы у машины обнаружилось много недостатков. Оказался неудобным привод, двигающий хобот. Движение хобота, поднимающего груженую мульду, производилось с помощью гидравлического насоса высокого давления. Насос подает масло в цилиндр под давлением от 30 до 40 атмосфер. Высокое давление в трубопроводе требует плотных соединений и тщательного ухода.

При тяжелых условиях работы – перегрузке, тряске – коммуникация расстраивается. Дорогое импортное масло течет на пол, а при высокой температуре, которая стоит в цехе, есть опасность пожара.

Рукоятка управления при движении машины сама включалась и выключалась.

Другой большой недостаток – малая подвижность хобота в радиусе 360 градусов. Хобот от одностороннего нагрева быстро раскалялся и гнулся. Тяжелыми ударами его приходилось выправлять, в то время как раскаленные печи простаивали и ждали «пищи». План работы мартеновцев требовал от печей большей производительности, а завалочная машина Брозиуса обслуживала одну печь. Остальные загружались вручную.

Главный механик завода т. Пруденко С.С. решил исправить пробелы американской техники и сделать завалочную машину на своем заводе. Он хотел, чтобы в советской машине ни одного недостатка машины Брозиуса не повторялось. Первые изменения Пруденко внес в конструкцию масляного привода. Нужно было выбрать наиболее рациональный способ передач, разработать новую конструкцию этой передачи.

Составление проекта было поручено молодому конструктору т. Бржесскому. Он горячо взялся за дело. Проект был готов до срока. Его проверили и утвердили. Приступили к разработке чертежей. От срока выполнения чертежей зависела выплавка сверхплановых тонн стали.

Некоторые «уравновешенные» товарищи посмеивались, глядя, сколько времени и внимания Бржесский отдавал разработке чертежей. Он не отвечал на насмешки и твердо решил довести дело до победного конца. Через 25 дней на 10 листах синей хрустящей кальки расположились чертежи машины Пруденко.

Пруденко был в командировке. Проекты и чертежи составлялись без него, и, возвратившись, он внес свои последние поправки. 28 января чертежи были спущены в цехи.

В ударной бригаде модельщиков опытный бригадир с 43-летним производственным стажем т. Гуржиенко взялся за изготовление моделей и досрочно их изготовил. Качество моделей, по отзывам литейщиков, соответствовало успеху борьбы за экономическую независимость. Точность размеров предупредила возможный брак в чугунолитейной.

Затруднения встретились со стальными отливками. Большинство стальных деталей шло в брак. Но об успехе заботился весь завод. Скорее построить советскую завалочную машину стало делом чести каждого. Когда обработка деталей, а с ней изготовление всей машины задержались в механическом цехе, ударник т. Фетисов помог выйти из затруднения, предложив применить электросварку.

Сборка машины была поручена ударной комсомольской бригаде т. Смирнова. Бригада показала образцы ударной работы и трудовой спайки. Все мелкие неточности в чертежах и в работе быстро исправлялись на месте, для предупреждения повторений проблемы обсуждались всем коллективом вместе с конструктором.

Работа подвигалась быстро к концу, но роликов для подшипников еще не начали делать. Не было специального оборудования. Обратились за помощью к заводу №65. Ничего не вышло. Отсутствие роликов грозило задержать машину в сборке. Тогда Пруденко сделал некоторые изменения и заменил ролики вкладышами. Это был выход из положения, хотя и в ущерб качеству. К 1 мая машина была готова.

Первое испытание завалочной машины Пруденко доказало, что на своих советских заводах, даже без специального оборудования, мы построили машину по качеству лучше американской. В машине Пруденко не повторялись ошибки уже работающей машины Брозиуса. Но на полную проектную мощность машина пока не работает. Полная производительность – полторы тонны в смену. Установленные моторы не соответствовали напряжению сети, которое вместо требуемых 220 вольт было 170.

В уже готовую машину внесли некоторые поправки машинисты, работающие на ней. Они предложили заменить контролер мотора движения, который был недостаточно тщательно изготовлен и установлен бригадой электриков и, кроме того, установить автоматический тормоз хобота.

Завалочная машина Пруденко увеличивает производительность при завалке в мартеновскую печь и отличается по своей конструкции от американской тем, что поворот хобота, подъем и опускание мульд производились непосредственно электромотором через червячные передачи.

Помимо этого преимущества хобот в машине системы Пруденко мог брать мульду с обеих сторон головки, а в машине Брозиуса – с одной. При двухсторонней работе хобота машина не будет давать изгибов.

Стоимость изготовления завалочной машины Пруденко – около 40 тысяч рублей, против 47 тысяч рублей золотом, которые пришлось заплатить за американскую завалочную машину. Кроме того, советская завалочная машина дает заводу 50 тысяч рублей экономии от повышения производительности.

Выпуском такой машины ударники-рабочие и ИТР завода доказывает, что большевики могут овладеть американской техникой».